X
Евпатория Новости Евпатории Интервью с первым заместителем городского головы Г.Губановым

Интервью с первым заместителем городского головы Г.Губановым

26 февраля 2008

Коммунальное благополучие зависит от нас

Последнее время Крым буквально лихорадит от нехватки газа. Как следствие – перебои с горячей водой, а в некоторых городах – отключение домов и остановка котельных. Удастся ли спокойно завершить отопительный сезон? – с таким вопросом мы обратились к первому заместителю городского головы Геннадию Губанову.

- Все зависит от того, как евпаторийцы будут рассчитываться за газ и тепло. В начале февраля сложилась непростая обстановка, не только для нашего города, а и для всего полуострова, по газу. И вызвано это было, прежде всего, неплатежами. Крыму урезали лимит, что моментально сказалось на газо- и теплоснабжении городов и районов. Мы этот кризисный период пережили нормально по отношению к другим городам Крыма. Довольно в сложном положении оказались Симферополь, Севастополь и те города, которые основную массу такого энергоносителя, как газ, потребляют для производства тепла. Пришлось Правительству  Автономной Республики принимать непопулярные меры: было принято решение  о приостановке подачи газа на такие объекты, как «Интурист» в Ялте, «Крымтеплица»  и другие энергоемкие  предприятия, чтобы обеспечить газом в первую очередь население и сохранить тепло в домах.

Евпатория в этот период при потребности  в 286 – 300 тысяч куб. метров газа в сутки, получала только 100, то есть третью часть. Тем не менее, котельные  работали. Температура теплоносителя была  45-50 градусов, ниже, чем обычно.

- Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию событий?

- Думаю, что самый сложный период мы уже пережили. Евпаторийцы стали лучше платить. Да и морозы, наконец, отступили. На сегодняшний день у нас лимит 170 тыс. кубов. Это позволило нам на 10 градусов поднять температуру теплоносителя и начать подавать горячую воду по графику.

- Каков процент оплаты в Евпатории за газ, за тепло, как платит население?

- Январь оказался для нас «провальным» месяцем. Одно лишь предприятие «Евпаториятеплокоммунэнерго» задолжало за потребленный газ, который израсходовало на подачу тепла, почти 3 млн. грн. Это произошло потому, что население оплатило за пользование услугами немногим более 50 процентов. Оплата жителей за потребленную электроэнергию в январе тоже снизилась.  Я приведу такие данные по долгам:  население за электроэнергию задолжало 9 млн 530 тыс., за воду – 2 млн. 220 тыс.,  за газ – 3 млн. 380 тыс. Но самый большой долг –  по теплу: 16 млн. Сейчас ситуация выравнивается, текущие платежи начали подтягиваться до 90 процентов. Но долги по-прежнему остаются.
Хочу напомнить, что энергоносители - это тоже товар. Ведь хлеба без денег в магазине нам никто не даст. Также и с газом, теплом, водой и электричеством.

- Каким образом коммунальные службы борются с неплательщиками?

- Законодательно действенные меры – это обращение с исками  за неплатежи  в суды.  Городской совет пошел навстречу энергопоставляющим компаниям, в том числе и жилищным организациям, освободив их от оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления. Это позволит существенно увеличить количество исков, тем самым уменьшить число неплательщиков.

- Расскажите, планируется ли повышение тарифов? Останутся ли цены на газ, тепло, квартплату стабильными или будут расти? Кто устанавливает новые тарифы?

-  Конечно, тарифы будут расти. Это неизбежно. С 1 января у нас на 15% подорожала электроэнергия,  на 13% подорожал газ. Но пока национальные компании приняли решение не поднимать цены для населения. Подняли тарифы для второй группы потребителей – это промышленные предприятия. И как следствие этого, изменилась цена на выпускаемую продукцию.

Исполком устанавливает и утверждает тарифы только для предприятий коммунальной формы собственности. Я хочу напомнить, что «Водоканал», «Крымэнерго», «Горгаз» «Теплосеть» не являются коммунальными, поэтому мы не утверждаем им тарифы, а лишь согласовываем. Так, предприятие «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось к нам в феврале по изменению тарифа на тепло. Вариантов расчетов было несколько, и после долгих обсуждений и проверок, городской совет, городской исполнительный комитет приняли решение не согласовывать повышение тарифов на тепло для населения. Оставили прежний тариф – 1 грн 48 коп  за  квадратный метр.  Основную платежную нагрузку пришлось переложить на вторую группу потребителей, и, в первую очередь, на местный бюджет. Я думаю, что этот отопительный  осенне-зимний сезон мы закончим со старыми тарифами для населения.

- Геннадий Прохорович, я знаю, что Правительство уже не раз вело речь о введении нового, двухставочного тарифа, при котором предлагается населению платить больше зимой и меньше летом. Но, поскольку у нас курортный город, то население, в основном, более платежеспособно в летний и осенний период, а зимой платежи идут туго. Ваша точка зрения по этому  тарифу?

-  При принятии любого вида тарифа существуют свои «за» и свои «против». В советские времена было принято решение растянуть платежи за тепло на целый год. Тогда существовали государственные компании, и гарантии за поставку газа брало на себя  государство. На сегодня практически все энергопоставляющие компании находятся в частных руках. Отопительный сезон – 150 дней в году, а платим мы  за него все 365 дней. Это называется кредитом, к тому же беспроцентным. Поэтому ни одна энергопоставляющая компания не хочет кредитовать население.
По двухставочному тарифу – предприятие «Евпаториятеплокоммунэнерго» обратилось к нам по этому поводу. Мы рассмотрели экономическую составляющую тарифа, но никаких решений по данному вопросу без учета мнения населения принимать не будем.

- Наверное, самый оптимальный вариант, когда люди платят только за то тепло, которое они потребили. Но для этого необходимо устанавливать приборы учета. Может ли город помочь в этом евпаторийцам?

- В идеале все жилые дома должны быть оборудовать приборами учета. Программа энергосбережения в городе работает давно, но, в основном, на промышленных предприятиях с большим потреблением энергии.

В этом году больше миллиона гривен планируем потратить на установку теплосчетчиков в жилых домах. Они будут поставлены, в первую очередь, в тех домах, которые имеют минимальную задолженность за потребленное тепло. Рассматриваем также вопрос долевого участия жильцов в установке.  Так что теперь у жителей многоэтажек появился новый стимул для ликвидации долгов по коммунальным платежам. Нет долгов – получайте теплосчетчик и платите меньше!
Будем ставить современные теплосчетчики, которые служат не только приборами учета, но и приборами регулировки температуры в зависимости от наружного воздуха. Например, у нас в доме больше четырех лет стоит теплосчетчик. Мы платим за тепло только в период отопительного сезона. В соседнем доме тоже есть такой прибор, но они платят гораздо больше. Почему? Потому что у нас в доме закреплен ответственный (один из жильцов), который регулирует подачу тепла в зависимости от температуры на улице.

- Геннадий Прохорович, будет ли теплосеть принята в коммунальную собственность?

 - Мы еще в 2000 году приняли решение совета о даче согласия на принятие в коммунальную собственность теплосети. Данные материалы направили в Совет министров и Верховную Раду автономии. К сожалению, нашу инициативу в то время не поддержали. После девяти лет, когда предприятия порядком износило свои основные фонды и не может в полном объеме содержать, модернизировать и реконструировать оборудование, принимается решение о передаче по всему Крыму в коммунальную собственность  подразделений «Теплокоммунэнерго».
С августа месяца мы начали эту работу: создали комиссию, провели инвентаризацию. Принимать надо, но для содержания предприятия требуются большие средства, поэтапная модернизация оборудования. Рассмотрим, что в первую очередь требуют ремонта. Я уверен, что предприятие намного эффективнее работало, если бы нашу инициативу своевременно поддержало правительство Крыма.

- В городе работает коммунальное предприятие «Единый расчетный центр». Многие евпаторийцы уже получают счет-квитанцию на оплату услуг. Когда удастся охватить весь город?

- Единый счет-квитанция – удобная форма для расчетов населения за коммунальные услуги. В Харькове, Одессе подобная система работает уже давно. Это позволяет облегчить хождения по инстанциям, обеспечивает прозрачность процесса и правильность начислений.
В наши квитанции уже включены квартплата, холодная вода и канализация. Спасибо руководителю водоканала Л.Воробьеву, который  поддержал наше начинание. Остальные руководители пока медлят. Заставить мы их не можем, (они не в коммунальной собственности),  можем только просить.
Там, где получают  квитанции – платят лучше, ведь это своеобразное ежемесячное напоминание. Квитанция несет широкую информацию – сколько заплатил, какие льготы, какие долги. Сейчас заканчивается программная разработка базы теплосети. Надеюсь, что к 1 ноября 2009 года охватим квитанциями все многоэтажки. Наш опыт – пока единственный в Крыму, и как всяким первопроходцам, нам приходится преодолевать разного рода преграды, особенно внутриведомственные. Но это правильный путь, и жизнь нас в этом убеждает.
Заканчивая интервью, хочу еще раз обратиться к евпаторийцам: давайте платить вовремя! Наше коммунальное благополучие – в наших руках.

Интервью вела Е.Гармашова