Одун-базар-къапысы (ворота дровяного базара)
На данный момент Ворота дровяного базара, по сути, открывают маршрут малый Иерусалим. Сами ворота это не только вход на отреставрированную территорию старого города, но еще и место, где прекрасно можно отдохнуть. Достаточно только зайти в одну из дверей и подняться по лестнице и перед Вашим глазами предстанет отличное кафе, где можно отведать сладости из национальной кухни, покурить кальян. Подробнее о кафе
Из истории ворот Дровяного базара
Одун Базар Капусу (Деревянные базарные ворота), являлись наиболее крупными из пяти ворот татаро–турецкого Гезлева (так ранее называлась Евпатория). Ворота они размещались в восточной, торгово–ремесленной части крепости. Ширина ворот составляла более 12 м., а длина проезда 13,5 м. Предположительно высота ворот – около 20 метров.
В 19 веке ворота назывались так же "Кемер-капу" (Арочные ворота). Их проем шириной 3,75 м. перекрывался цилиндрическим сводом усиленным подпружными арками. Высота проема составляла 3,62 м.
В 1947 году памятник архитектуры был обследован и взят на учет Крымским областным комитетом по делам строительства и архитектуры. Но в 1959 г. под предлогом того, что ворота мешают движению автотранспорта по улице Матвеева (Караимской), они были снесены. При этом был убран и культурный слой на примыкающей к памятнику территории, что теперь не позволяет уточнить датировку сооружения.
Археологические исследования, проводившиеся в 2003 году Западно-Крымской экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины, выявили фундамент ворот. Судя по остаткам фундамента, первоначально конструкция ворот состояла из четырехугольника, разделенных по высоте деревянными межэтажными перекрытиями. В западной и восточной стенах сооружены проемы для проезда. В северной и южной стенах с помощью арочных ниш были устроены по две пушечных бойницы. Дровяной базар перед воротами существовал уже во времена Гезлева Эвлией Челеби, который также упоминает расположенные у восточного участка города два мусульманских и два христианских квартала с армянской церковью.
В 1633 году состоялся самый разрушительный набег казаков на город, который был сожжен и разрушен. Видимо, с этим пожаром можно связать красный (обгорелый) цвет камней северной стены. После этого ворота перестраиваются, проезд перекрывается полуциркульным сводом, стены проезда были расчленены тремя помещениями с каждой стороны, также перекрытыми сводами. Взамен деревянного межэтажного перекрытия, пространство над сводами проезда и ниш заполняется бутом.
К сожалению, в результате археологических работ удалось проследить лишь помещения северной половины ворот. Первоначально они, вероятно, служили помещениями для стражи, позднее в 19-20 веках использовались для лавок и мастерских.
Ворота, которые были восстановлены и сейчас мы можем видеть, меньше тех ворот, которые существовали до разрушения в 1959 г.